http://img85.imageshack.us/img85/3058/4200900014367.th.jpg

«Русские просветители, врачи, инженеры внесли большой вклад в науку и культуру многих стран. Их добрые дела не должны быть забыты. Об этих людях наш сериал», — так сформулировали свою главную цель создатели документального сериала «Русское присутствие». Рассказать обо всех русских подвижниках за границей — задача для энциклопедии. Телевизионный сериал представляет четыре яркие судьбы.

Первая серия называется «Бухара. Леонид Исаев». Вода для Средней Азии долгое время была не только благом, но и источником эпидемий и болезней. Древнюю Бухару комары страшили больше, чем пушки врагов. Местное население ежегодно требовало не оружия, а лекарств, пока, наконец, из Москвы не прислали 36-летнего врача Леонида Исаева. В 1923 году его экспедиция получила официальный статус. Так выпускник военно-медицинской академии в Петербурге, русский профессор Леонид Исаев стал основоположником единственного в Средней Азии института тропической медицины.
Исаев не привез с собой лекарств, но лично обошел все болота в окрестностях Бухары, составив топографическую карту с указанием мест стоячей воды; изучил видовой состав комаров и установил, что распространяют болезнь, прежде всего, не насекомые, а сами крестьяне, узбеки, которые, желая захватить побольше воды, устраивают болота на своих полях. Способствовала распространению эпидемии и древняя городская инфраструктура, которая объединяла стоячей водой и водопровод, и канализацию.
Иноземцу-врачу трудно было добиться доверия у местного населения, которое практически не знало квалифицированной медицинской помощи. Исаеву пришлось стать и лектором, и просветителем, и администратором, и рационализатором, и социальным работником, и организатором первых массовых субботников. Он перестроил всю систему орошения, реализовал программу осушения болот, впервые начал осуществлять учет всех больных людей. В итоге его многосторонней деятельности в 1923 году в Бухаре впервые не было зафиксировано эпидемии малярии. Эту победу приравняли к боевой, наградив Исаева орденом. В 1960 в СССР с трудом отыскали 3,5 сотни больных малярией (в Узбекистане были излечены последние 11 больных). На остальной части планеты в том же году от малярии умерло около миллиона человек, а переболело 140 миллионов. Исаев победил и другую страшную болезнь, которая уносила множество жизней, — ришту, источником которой была городская система водоснабжения. Исаев нанес окончательный удар по риште в 1929, когда заработала первая водонапорная башня. Последний больной риштой был зарегистрирован в Бухаре в 1931 году.

Вторая серия «Ташкент. Великий князь Николай Константинович» . Великий князь Николай Константинович, внук Николая Первого и племянник Александра Второго, в 30 лет был сослан в Ташкент, где прожил всю оставшуюся жизнь, скрывая происхождение и не имя возможности вернуться в столицу. Ссылка сделала князя местной легендой — до сих пор живы предания, сказки, народная память о нем.
С юных лет Николай Константинович интересовался этим краем, изучал его, бывал там в походах и экспедициях, мечтая реализовать проект Петра Первого — пустить Амударью в Каспийское море. Орошение, считал князь, очень важно для развития земель, которые Российской империи достались в упадке. Свои цивилизаторские идеи и устремления Великий князь излагал в брошюрах и активно реализовывал на практике, став одним из создателей ирригационной системы в Узбекистане.
В начале 80-х годов XIX века Николай Константинович купил небольшой участок земли под Ташкентом и стал проводить арык. Вскоре на этом месте появился кишлак Искандер (так на Востоке называли Александра Македонского), затем несколько селений и даже целый курорт. Для орошения окрестных земель был построен канал в честь императора Александра Второго. Великий князь организовал грандиозные, экологически необходимые для этой местности работы — посадки, укрепляющие почву. Ему принадлежит идея железной дороги, которая свяжет край с Сибирью (через какое-то время такую дорогу — Турксиб — построят большевики).
Живя как частное лицо и обращая свое содержание на пользу края, Николай Константинович был еще и удачливым коммерсантом, заложившим в Ташкенте и его окрестностях основы современной цивилизации. Им, по его инициативе или с его участием были построены первый кинотеатр, просуществовавший до землетрясения 1966 года, мыловаренный завод, фотоателье, электрическая станция, мост через Сырдарью, изящный театр, дом для увечных воинов. Он учредил стипендии для небогатых студентов, чтобы они могли учиться в лучших учебных заведениях России. В 1889 году князь начал строить свой особняк по проекту Бенуа, ставший одним из лучших домов-памятников в городе. Животные, которых содержал Великий князь, были переданы в местный зоопарк, библиотека и коллекция оружия, рукописей, ковров, скульптур, картин переданы в дар городу и стали основой Ташкентского музея искусств.

Третья серия документального сериала «Русское присутствие» - «Харбин. Дмитрий Хорват». В мае 1898 года на временную стоянку на реке Сунгари прибыло строительное управление Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД). На пустынной болотистой местности в самом узком месте реки за пару лет русские строители и инженеры построили новый красивый город — Харбин, а на 9 верст в обе стороны от железной дороги появилась полоса отчуждения со своими границами, законами, полицией.
В 1922 во главе местности встал Дмитрий Хорват. Он долгие годы оставался неофициальным наместником России в Манчжурии. Именно в это время Харбин превратился в крупный промышленный и торговый центр, один из первых азиатских городов, где забегали такси, зазвенел телефон, появились стекольный, кирпичный, кожевенный заводы, бесплатные школы, театры и библиотеки. Вместе с русской железной дорогой и ее начальником в северо-восточный Китай пришел европейский прогресс.
Это место стали называть «хорватским раем» — настолько хорошо и дружно там жили представители практически всех губерний России и всех провинций Китая. Благодаря разумному отношению Хорвата к национальным проблемам, умению ладить с китайским руководством и китайцами, уважать их обычаи (одними из первых Хорват издал указы об уважении к местным святыням и могилам и о запрете дергать китайцев за косички), вниманию к проблемам людей там царила атмосфера благополучия.
После революции через Харбин прошли несколько миллионов эмигрантов — в отличие от Парижа, Берлина русские попадали к своим, говорили на родном языке. Часть из них осела там, часть — рассеялась по миру. Долго в Харбине текла привычная жизнь — гремели колокола, отмечались русские праздники, работали магазины, подданные страны, которой уже не было на карте, получали официальное жалование.
Советская власть из-за сопротивления Хорвата не могла обосноваться там вплоть до 1920 года, когда очередную забастовку рабочих поддержали сами китайцы. Хорват уехал в Пекин, где прожил еще 15 лет. Этот величественный старик двухметрового роста с бородой до пояса, много сделавший для защиты прав русских эмигрантов, был их духовным лидером. Его похоронили на кладбище русской православной миссии, где до этого хоронили только духовных лиц. В 1950-е годы КВЖД передали китайской стороне, и жителям Харбина была предложена добровольная репатриация. На начало ХХI века в 5-милионном Харбине проживали 10 русских.

Четвертая серия называется «Стамбул. Федор Успенский».В 1894 году газета «Русские ведомости» сообщила о создании первого научного учреждения за пределами Российской империи — археологического музея в Стамбуле. Его основатель — Федор Иванович Успенский. В этом человеке была невероятная энергия. Несмотря на то, что его специализация — славист-византист, а не археолог или историк искусства, лучшего претендента на роль руководителя института найти было трудно. В Успенском уникально сочетались понимание задач научного поиска и умение находить пути решения множества проблем в коридорах власти.
Знание истории Византии всегда имело огромное значение для русского политического и национального самосознания, поэтому Россия стремилась укрепить свои позиции в Османской империи. Русские ученые в мусульманском Стамбуле вели огромную работу по поиску и сохранению уникальных памятников византийской культуры и искусства, оставшихся со времен православного Константинополя. Именно отсюда в XI веке на Киевскую Русь был принесен Устав монастыря, который позже приняли в Киево-Печерской Лавре.
До середины XIX века институт был практически при российском посольстве. Успенскому и его команде было предоставлено право работать на всей территории Османской империи и половину всех находок оставлять себе — такой привилегией не пользовался больше никто. Русские ученые проводили раскопки, изучали памятники, писали книги. Отношения между Турцией и Россией то улучшались, то ухудшались, и Федору Успенскому приходилось лавировать между разными сторонами, чтобы получать разрешения на ту или иную работу. Иногда он был вынужден идти на хитрости, тайные вылазки и самовольный вывоз памятников. Так решалась задача пополнения коллекций русских музеев, которая изначально не стояла перед Успенским.
Первая мировая война стала причиной разрыва дипломатических отношений между странами. На сборы были даны несколько часов. В уверенности, что Стамбул вскоре станет русским городом и серьезная эвакуация не нужна, коллектив института покинул город. Авторитет русских ученых-археологов был так высок, что несколько лет в Стамбуле не приступали к раскопкам, считая это прерогативой русских. Авторитет Федора Успенского, автора трехтомного труда «История Византийской империи», был чрезвычайно высок и на родине. Возможно, именно поэтому вплоть до его смерти в 1928 году на византиноведение не было явных гонений. Сразу после кончины Федора Успенского этот вид научной деятельности был запрещен, и даже само слово "византийский" до 1938 года можно было писать только в кавычках.

http://img198.imageshack.us/img198/1479/4200900357467.th.jpghttp://img85.imageshack.us/img85/7708/1200900216764.th.jpghttp://img191.imageshack.us/img191/8008/3200901910629.th.jpg

Размер файла: 4 фильма по ~ 236 Mb.
AVI
Длительность: 4 фильма по ~ 00:25:54
Разрешение: 720x416
Кодек: DivX (4 / 5 / 6)
Кадров в секунду: 25,00
Битрейт: 1209 Kbps
Фактор качества: 0,17 b/px
Кодек: MPEG 1 or 2 Audio Layer 3 (MP3)
Количество каналов : 1
Частота дискретизации: 32000 Hz
Битрейт: 64 Kbps

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.


Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

Отредактировано artspector (2009-12-26 00:42:32)