Мои исследования по фильму "Барака" (часть 4)
Но больше всего меня поразил следующий отзыв об этом фильме:
«Baraka» это не такой фильм, какие мы привыкли видеть и какие мы обычно смотрим по телевизору или в кинотеатре. Это фильм, который требует полной концентрации при просмотре. Только в этом случае зритель сможет словно «погрузиться» в фильм, когда вихрь мыслей в голове утихнет, поток сознания остановится, и происходящее на экране, вместе с тщательно подобранной духовной музыкой, будет напрямую воздействовать на подсознание, обходя все эти заморочки и собрания глупостей, которые есть в голове каждого из нас. Это погружение в чарующую атмосферу фильма. И Рон Фрике не просто заснял красивые пейзажи, памятники архитектуры, сцены городской жизни, лики войны все эти картины из жизни он объединил идеей. Это поиск места человека в мире, задавание вопросов: «Что есть человек? По какому пути идет человечество? Что его ждет в итоге?». Важнейшее место в фильме отведено религии. Рон Фрике показывает последователей множества религий, которых объединяет поиск божественного начала в мире. Не столь важно, какую религию исповедует человек. Важен Путь, по которому он идет. То, к чему он стремится. То, в чем он видит смысл жизни. Верно было подмечено на одном из сайтов, что фильм построен на контрасте.
Гармония и хаос. Созидание и разрушение. Первобытная жизнь и бурлящие, кишащие людьми мегаполисы. От религии сюжет плавно переходит к цивилизации: спиленное дерево, которое росло десятки лет, взрывы при добыче полезных ископаемых, жуткий по величине карьер для добычи этих самых ископаемых Причем после падения спиленного дерева показывают лицо индейца, который осуждающе смотрит и в его взгляде очень много всего А потом лицо маленького индейца, который смотрит несколько испуганно, но словно еще толком не понимает, что происходит. Автор ярко рисует сцены современной жизни, противопоставляя их укладу первобытных обществ. Причем переход плавный: сначала бедные кварталы в Латинской Америке, где дома настолько убоги, что и представить сложно (хотя сделаны из кирпича но они без рам в окнах, а кирпичи положены сикось-накось, словно сами же жильцы их и строили), потом уже многоэтажные бедняцкие дома, расположенные в нескольких метрах друг от друга. И особо поразило кладбище: места настолько мало, что людей хоронят штабелями, не так, как у нас (отдельное место на кладбище), а гробы лежат в отдельных отсеках, друг на другом, штук по 8 в высоту. Такие галереи потом, следующим кадром показали жилые дома, как две капли воды похожие на эти «хранилища» гробов. А чего стоит фабрика, где женщины вручную (именно вручную!) делают сигареты. Сначала не понял, что это они делают. А потом, когда показали, как они ножницами обрезают кончики у каждой сигареты с двух сторон (чтобы табак не торчал) Жуть!!!
А следующим кадром: мужчина-азиат в деловом костюме делает затяжку. Каждая сцена заслуживает пристального внимания это отдельный длинный рассказ. Чего стоит только сцена, когда по улице современного азиатского мегаполиса (вероятно, в Китае) идет монах, который шевелит губами и шепчет молитву, отмеряя короткие шажки и звеня в колокольчик. А вокруг кипит жизнь, все куда-то спешат и просто не замечают его. У всех головы заняты своими делами, какое им дело до одинокого монаха? От того, что монах идет совсем медленно, приставляя ступню к ступне, люди вокруг него движутся еще быстрее. И этот колокольчик «Дзинь-дзинь». А камеры, в которых отдыхают люди (прямо перед сценой с колокольчиком) неужели это реальность? Неужели в азиатских мегаполисах уже так мало места?? Потом еще перекличка конвейера на птицефабрике, по которому движутся тысячи птенцов (такая живая желтая масса), с потоком людей на улице, поднимающихся по эскалатору (тоже движущаяся масса).
Кульминация фильма, мне кажется, наступает, когда автор обращается к теме войны. И здесь тоже ярчайшие зарисовки! Горящие нефтяные месторождения, от дыма которых не видно солнца и которые будут гореть, пока не кончится нефть(?) «Мертвые» концлагеря, от вида которых по коже бежит холодок словно наводненные душами умерших. Фотографии заключенных, которые были зверски истреблены в этих местах, и от них остались только горы обуви и немного костей Убийцы все записывали (для потомков?). А после этого мы видим то, что осталось от некогда великих и воинствующих цивилизаций греческой, египетской, индейской (в Южной Америке). Что осталось? Да ничего! Только развалины дворцов и храмов вот весь итог их существования. И время не щадит эти памятники пройдет еще несколько сотен лет, и от них мало что останется Песок и пыль. Они уничтожали других и сами в конце концов прекратили свое существование (их место заняли другие такие же). Гурджиев говорил, что стремление убивать себе подобных самая пагубная черта людей. Войны были всегда. Или почти всегда. И всегда несли разрушение, опустошение и убийство. И всегда людям этого было мало, и все начиналось снова. Сюжет фильма цикличен, в конце автор снова приходит к религии. И к бесконечности. Когда писал этот текст, получалась интересная штука: многие фразы давались с большим трудом, тщательно подбирал слова, иногда подолгу, но в то же время мысли буквально обгоняли друг друга, только написал об одном, тут же, не дописав предыдущее предложение, перескакиваю на другое лишь бы не забыть, что пришло в голову. Об этом фильме можно писать и писать. Повторю, что каждая сцена несет в себе сгусток информации и глубокий смысл. Автор словно выхватывает из жизни самые эффектные и зрелищные эпизоды и, хотя они уже сами по себе невероятно красноречивы, - в контексте фильма, в рамках общей концепции и будучи звеном в развивающемся сюжете, каждый из этих эпизодов приобретает дополнительную окраску.
Вон сколько уже написал, а о музыке ничего. Да, музыка в этом фильме играет не последнюю роль. Музыка это дыхание фильма в одних местах и сердцебиение в других. Она придает особую атмосферу этому шедевру. Музыка подобрана очень грамотно и она подчеркивает, обводит происходящее на экране (что, впрочем, и должна делать музыка в любом фильме). Фильм начинается со звуков японской флейты сакухати (shakuhachi) композиции Kohachiro Miyata «Honshirabe», видов высочайших горных хребтов, потом зритель переносится в Японию и видит уже японскую макаку, греющуюся в теплом источнике. (Самый умный взгляд животного, который когда-либо видел. Словно в глазах той обезьяны была какая-то мудрость. Люди так не смотрят. Еще несколько лет назад по телевизору смотрел передачу об этих замечательных животных. Зимой они часто принимают ванны в термальных источниках). Лирическая японская музыка это такая красивая вещь. Небольшое отступление о японских флейтах. Еще до того, как посмотрел фильм «Baraka», обзавелся альбомом «Shakuhachi - The Japanese Flute». Тогда сразу же его послушал и отложил в сторону: музыки дома слушать не переслушать, несу домой все, что кажется интересным, и постепенно это потом прослушиваю: что-то оставляю, что-то удаляю В голове вся эта музыка уместиться еще пока не может. Каково же было мое удивление, когда недавно снова начал слушать этот альбом и узнал начальную композицию!! Именно с нее ведь и начинается «Baraka»! Приятный сюрприз. А кроме флейты сакухати в Японии существуют ryuteki, shinobue, suling. Возможно, еще какие-нибудь (мне известны только вот эти). Потом к флейты присоединяется бесподобные синтезаторы в исполнении Майкла Стернса (Michael Stearns). Когда зрителю показываются буддистские храмы, слух радует приятное звучание разных колоколов больших и малых. Во время сцены извержения вулкана громыханье барабанов очень эффектно изображало эти звуки внутри горы.
Казалось, что приложи ухо к скале - и если ухо не расплавится, то ты услышишь этот рокот земли. Беззаботная мелодия, когда мальчишки легко идут по улицам двухэтажных кварталов, сменяется унылой музыкой, когда мы видим уже многоэтажные, но такие же бедняцкие дома. А эта ритмичная мелодия во время столь же ритмичного движения желтых нью-йоркских такси по улице (или «авеню»), у которой не видно конца и живых потоков из пешеходов, которые все куда-то спешат. Жизнь мегаполисов подчинена какому-то просто жуткому ритму! Люди, копающиеся в грудах мусора, вместе со свиньями и коровами. Под трагичное пение, словно спрашивающее: «Почему вы так пали?». Люди, которые ждут каждую новую машину с мусором, чтобы броситься выискивать там что-то полезное. А потом показывают уже людей – «отбросов общества». Потом - детей, которые еще не знают, что их ждет. «Падение» продолжается, и мы заглядываем уже в глаза проституток. В этом пении словно выражается боль за этих людей: «Почему?..» Синтезаторы, мне кажется, олицетворяют именно бесконечность. Они начинают звучать именно тогда, когда замедляется вода водопада, когда перед нами предстает бескрайняя водная гладь или бесконечный космос. Рон Фрике это мастер, который сотворил чудо. Колокола в конце фильма тоже что-то означают возможно, тоже бесконечность Непонятно. Печально это сознавать, но когда писал все это, мне попросту не хватало слов. Хотя фильм уже посмотрел три раза. И как жаль, что больше не будет «первого просмотра этого фильма». Это были действительно несравнимые ощущения. Хотя когда смотрю фильм еще и еще, глаза начинают замечать все больше деталей. В конце хочу сказать, что буду крайне рад, если после этого выпуска кто-нибудь сможет отыскать этот фильм и посмотреть его. И убедит других посмотреть его. И буду еще больше рад, если вдруг кто-нибудь опишет свои впечатления после просмотра этого фильма. Этот фильм надо БЕСПЛАТНО (или за символическую плату) показывать где только можно. Эффект будет поразительный! Люди будут ходить задумчивые. Посмотрите этот фильм. Лучше в темноте в темноте чувства обостряются. Именно так, как и говорил Рон Фрике.
Всего самого доброго!
Александр Филяев