Как нужно популяризировать науку в современном обществе?

Приводятся некоторые статьи из словаря
Кино: энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
Главный редактор С.И. Юткевич.

Научно-популярное кино
Автор Виталий Антонович Трояновский, стр. 289-290.

Один из видов научного кино, в общедоступной форме распространяющий знания, рассказывающий о развитии науки и техники и их взаимодействии с практикой. К числу научно-популярных принято также относить описательные фильмы о живой природе, кинопутешествия, фильмы по искусству и другие ленты, имеющие познавательное значение, но не связанные непосредственно с наукой или техникой.

Научно-популярное кино — специфичное явление культуры 20 в., возникшее на стыке науки и искусства и сочетающее в себе конкретно-чувственную и логическую формы познания мира. Оно служит целям образования и воспитания и активно влияет на мировоззрение зрителей. Первые упоминания об использовании кино для образования и просвещения относятся к 1896—98 гг. Вначале научное кино выступало как единое целое: границы между его видами были ещё условны. Дальнейшее развитие шло по пути их дифференциации.

Первые научно-популярные ленты — простые кинонаблюдения за живой природой — делались главным образом в чисто научных целях, но оказались настолько интересными, что возникла мысль о создании подобных фильмов для широкой публики. Появилась возможность показать в динамике малоизвестные или недоступные для непосредственного наблюдения стороны жизни животных и растений, процессы, протекающие в неживой природе, наглядно продемонстрировать действие физических законов, принципы работы машин и т. п. Экзотическая природа далёких стран, повадки зверей и птиц, мир насекомых и обитателей моря, пейзажи гор и пустынь, быт, обычаи других народов стали материалом для кинонаблюдений. Возможность за несколько минут увидеть необычное привлекала многих зрителей («Извержение вулкана Этна», 1909, Франция; «Жизнь бабочек», 1911, Италия; «По Волге», 1912, Россия; «С ружьём по Африке», 1922, США).

Киносъёмка с помощью микроскопа позволяет запечатлеть на киноплёнке удивительный мир мельчайших организмов. Уже в начале 20 в. в фильмах, снятых французским учёным Ж. Командоном, зрители увидели белые и красные кровяные шарики, их борьбу с болезнетворными микробами. Бурную жизнь многочисленных обитателей обыкновенной капли воды показал русский фильм «Инфузория» (1912, реж. В. Н. Лебедев). Процессы, протекающие в реальности неделями, с помощью специальной, замедленной (цейтраферной) съёмки уплотнялись до нескольких минут. На глазах у зрителей из семени появлялся росток, формировались стебель и листья, распускался цветок. Наряду с этим возник способ мультипликационного (графического и объёмного) моделирования, который в отдельных случаях либо даёт более ясное представление об изучаемых свойствах предмета, либо наглядно показывает процессы, фотографически невоспроизводимые, а также научные абстракции. В русском кино он был впервые применён В. А. Старевичем и Н. В. Баклиным в 1911 в фильме «Электрический телеграф» и «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца». Таким образом, развитие научно-популярного кино началось с освоения его технических возможностей. В результате произошло значительное расширение границ и обогащение мира, доступного рядовому зрителю. На этой основе постепенно складывались специфические познавательные и эстетические свойства научно-популярного кино, его социальные функции.

В 10—20-х гг. сформировалась разветвлённая тематическая структура научно-популярного кино. Наибольшим успехом пользовались фильмы о живой природе благодаря работам Л. Була (Великобритания), Р. Оменьи (Италия), Ж. Пенлеве (Франция). В поисках занимательности и зрелищности произошёл переход от простой фиксации картин природы к тщательному отбору материала и более свободной его интерпретации (например, серия фильмов «Секреты природы», реж. П. Смит, 1919, Великобритания). Особое внимание кино обратило на те сферы природы, где есть драматические столкновения ( «Тайна кукушки», 1921, реж. Чане, Великобритания). Оно стало подмечать человеческие черты в поведении животных, чем обычно достигался комический эффект. Предпочтение отдавалось материалу, в котором есть возможность для аттракционного оформления. В дальнейшем кинонаблюдения нередко объединялись с помощью сказочного или приключенческого сюжета с участием актёров. Подобные фильмы, несмотря на их условность, всё же обычно обладали познавательным потенциалом и занимали промежуточное положение между научно-популярным и художественным кино ( «80 тысяч лье под водой», 1922, США). Значит, шагом в развитии познавательных возможностей научно-популярного кино стало включение в фильмы подлинных научных экспериментов, которые с помощью специальной постановки и монтажа превращались на экране в увлекательное зрелище. Одним из первых методику их съёмки разработал и с успехом воплотил В. И. Пудовкин в фильме «Механика головного мозга» (1925).

Широкое распространение получил промежуточный между научно-популярным кино и документальным жанр кинопутешествия ( «Великий перелёт», 1925, реж. В. А. Шнейдеров, СССР), среди лент которого, начиная с фильма «Нанук с Севера» (1922, реж. Р. Флаэрти, США), важное место заняли этнографические фильмы («Лесные люди», 1928, реж. А. А. Литвинов, СССР). Нередко кинооператоры присоединялись к научным экспедициям. Так, Г. Понтинг запечатлел экспедицию Р. Ф. Скотта в Антарктику (1911), а Н. Пинегин — путь лейтенанта Г. Я. Седова к Северному полюсу (1914).

Значительная часть фильмов посвящалась научно-техническому прогрессу. Показывая наглядно достижения авиации, химии, станкостроения научно-популярное кино способствовало росту авторитета науки во всём мире. Снималось много фильмов о производстве ( «Производство ниток» и «Шарикоподшипники», 1924, реж. Ж. Гремийон, Франция). Фильмов, которые популяризировали теоретические основы науки, таких, как амер. лента «Теория относительности Эйнштейна» (1923, реж. М. Флейшер), в период немого кино выпускалось мало, они обычно были поверхностными, являясь набором киноиллюстраций для устных лекций. Из естественных наук особым вниманием зрителей пользовалась астрономия ( «Лучшие наблюдения за солнечным затмением», 1925, США; «Чудеса мироздания», 1925, Германия). Большой успех сопутствовал фильмам на медицинские темы («Гипноз и внушение», 1923, Германия, и др.). Важное место в тематике научно-популярного кино заняли гуманитарные науки: педагогика, социология, история. Получил развитие ещё один раздел — искусствоведческий.

В 10—20-е гг. научно-популярные фильмы объединялись с родственными им по своим функциям фильмы, предназначенными для массовой аудитории, под общим названием: «культурно-просветительные», «научно-просветительные», «образовательные» и т. п. Их задачей было распространение знаний, не обязательно научных, но относящихся к различным сферам культуры, политики и т. п. Среди них выделялись ленты, которые несли знания, имевшие непосредственное практическое значение в быту, в сельском хозяйстве и т. п. Прежде всего это санитарно-просветительские фильмы (систематический выпуск их осуществлялся во многих странах и в 70-е гг.), среди них «Азиатская гостья», 1919, реж. М. Е. Вернер, СССР; «Поход против мух», 1920, США.

Уже в период немого кино складываются основные специфические черты научно-популярного кино: его конструктивную основу образует система логических доказательств, подтверждённых ссылками на авторитет науки, опирающихся на фотографически достоверное воспроизведение внешнего мира, на документальный показ научных опытов и экспериментов.

Звук открыл новые возможности для более глубокого научного осмысления природоведческого материала, в частности на основе теории естественного отбора («В глубинах моря», 1938, реж. А. М. Згуриди, Б. Г. Долин, СССР). Получил развитие выросший из учебного кино жанр научно-популярной лекции, где закадровый диктор излагал тему в сопровождении киноиллюстраций. Параллельно продолжались поиски общедоступного «визуального» языка для передачи сложных понятий современной науки, поиски такой формы, которая бы сделала движение мысли движением звукозрительных образов («Энергопередача», 1936, реж. Д. Бэлл, Великобритания). Большое значение при этом приобрело искусное использование мультипликации. Мультипликационная (покадровая) съёмка стала также средством проникновения в творческую лабораторию писателя, обогатив искусствоведческие фильмы («Рукописи Пушкина», 1937, реж. С. И. Владимирский, А. В. Егоров).

В связи с освоением звука, цвета, усовершенствованием оптики и др. в научно-популярном кино открылись новые исследовательские и эстетические возможности. Для зрителя познание законов образования кристаллов ( «В мире кристаллов», 1934, реж. Я. К. Мол, Нидерланды), солнечных протуберанцев («Солнечное пламя», 1952, реж. В. Лио, Ж. Леклерк, Франция), труднодоступных глубин моря («В мире безмолвия», 1956, реж. Ж. И. Кусто, Л. Маль, Франция) или способов производства стекла («Стекло», 1957, реж. Б. Ханстра, Нидерланды) началось с открытия неизвестных ему прежде красот.

После 2-й мировой войны развитие эстетики научно-популярного кино тесно связано с общим процессом развития киноискусства. Так, ведущее положение документального стиля в послевоенном кинематографе определило стремление научно-популярного кино к большей объективности, к такой организации материала, чтобы он предстал не как сумма готовых истин, а в виде непосредственно наблюдаемых фактов, осмысление которых происходило как бы на глазах у зрителя. Усиление влияния науки на жизнь общества как в материальной, так и в духовной сферах повысило потребность в популярной научной информации. Выпуск фильмов для широкой аудитории, посвященных науке, резко возрос во всём мире. Новое качество научно-популярного кино проявилось в стремлении показать, что основные проблемы науки затрагивают интересы всего человечества. Популяризаторов стали привлекать молодые быстроразвивающиеся отрасли науки, имеющие большое практическое значение, такие, как атомная физика («Структура материи», 1950, реж. А. Колланьи, Венгрия; «Тайна вещества», 1956, реж. П. В. Клушанцев, СССР; «Атом, который хочет нам добра», 1959, реж. А. Гргоэль, Франция), космонавтика и кибернетика. В ряде фильмов поднимаются проблемы мирного использования атомной энергии, борьбы за предотвращение ядерной войны. Более успешными стали попытки раскрыть фундаментальные теоретические основы современной науки, в частности с помощью игровых средств. Так, в сов. фильме «Что такое теория относительности?» (1964, реж. С. Л. Райтбурт) научная истина выясняется в споре между условными персонажами, которых играют актёры.

Заметным явлением в послевоенном научно-популярном кино стали фильмы о выдающихся деятелях науки, о процессе научного творчества («Жизнь и научные труды Пастера», 1952, реж. Пенлеве, Ж. Рукье, Франция; «Николай Амосов», 1970, реж. Т. А. Золоев, СССР; «Замочная скважина в вечность», 1974, реж. Д. Янг, США). Вместе с тем доминирующее положение в научно-популярном кино сохранил биологический фильм, соединивший поэтическое и естественно-научное осмысление жизни («Лесная быль», 1950, реж. А. М. Згуриди, СССР; «Морские ежи», 1957, Пеплеве, Ж. Гамон, Франция; «Родительские заботы», 1957, В. То-зи, Италия; «Увертюра», 1964, реж. Я. Вадас, Венгрия; «Гадюка обыкновенная», 1978, реж. Р. Маран, СССР). Выдающиеся успехи биологии во 2-й половине 20 в. привлекли к ней всеобщее внимание. С помощью научно-популярного кино зритель смог увидеть тончайшие операции генной инженерии («На пути к конструированию клетки», 1975, реж. В. А. Читинский, СССР), проследить за уникальными зоопсихологическими экспериментами («Думают ли животные?», 1970, реж. Ф. М. Соболев, СССР), рассмотреть устройство и работу сосудов и органов человеческого тела («В глубины тела», реж. И. Баррер, Э. Лалу, 1964, Франция) и др. В 60—70-е гг. интерес к живому обостряется под влиянием нарушения экологии, равновесия в природе. Угрожающие размеры загрязнения биосферы потребовали от человечества радикально изменить своё отношение к природе. Кино многих стран активно включилось в экологическое воспитание. Оно даёт возможность зрителям увидеть печальные результаты насилия человека над природой и осознать необходимость борьбы за её спасение («Синие атакуют планету», 1970, реж. А. Г. Соколов, СССР; «Солнце — красное», 1972, реж. Стоянофф, Бирте и Бсит Барфоды, Дания; «Биологическое равновесие», 1972, реж. Колланьи, Венгрия; «Воздух для жизни», 1971, реж. П. Штирлин, Швейцария). В этот период географические фильмы также приобретают экологическую ориентацию. Куда бы ни отправлялась теперь киногруппа — в центре её внимания оказываются и проблемы охраны биосферы («Последние райские уголки», 1965, реж. Э. Шумахер, ФРГ; «Дикая жизнь Гондваны», 1973, реж. Згуриди, СССР). Этнографические фильмы всё больше становятся средством сохранения и изучения культурного наследия (редких, исчезающих традиций: обрядов, ритуалов, праздников, разл. ремёсел и др.) и приобщения к нему современников («За северным ветром», 1970, реж. Л. Г. Мери.)

Развитие получили фильмы на историко-революционную тему. Лучшие из них (трилогия — «Рукописи Ленина», 1960, «Знамя партии», 1961, «Ленин. Последние страницы», 1963, реж. Ф. А. Тяпкин; «Кровавое воскресенье», 1964, реж. Н. А. Левицкий, все СССР, и др.) отличает сочетание серьёзной исследовательской работы с образным авторским осмыслением фактов истории. С конца 40-х гг. расширился выпуск искусствоведческих фильмов («Гойя», 1947, реж. Л. Эммер, Италия; «Рубенс», 1948, реж. П. Хасартс, Бельгия; «Поэзия обыкновенного», 1965, реж. Я. Л. Миримов, «Дмитрий Шостакович», 1967, реж. А. А. Гендельштейн, «Поэт и революция», 1980, реж. Н. К. Полонская, все СССР).

Значительные успехи достигнуты научно-популярным кино в разработке проблем экономики, социологии, психологии и педагогики. В СССР в нач. 70-х гг. создан цикл фильмов, исследующих, как общественная среда формирует нравственные чувства у детей и подростков («Чужие в городе», 1970, реж. В. С. Пидпалый; «Добрый и злой», 1972, реж. Соболев). Фильмы этой тематики отличает синтез научной популяризации и документальной публицистики.

Форма научно-популярного кино иногда используется в зарубежной кинематографии для того, чтобы придать видимость объективной истины идеям, некорректным в научном смысле или даже антинаучным. Подобная подмена характерна для ряда фильмов, именуемых «научно-популярными» или «просветительными», выпущенных в разные годы. В одних случаях она является следствием заблуждений популяризатора, в других — заведомым обманом в пропагандистских целях или в погоне за сенсацией.

В 70—80-е гг. состояние научно-популярного кино определяется поисками им своего места и предназначения в процессе научно-технического развития. Оно достигло заметных результатов в объяснении научной картины мира, в распространении информации о новостях науки и техники («Морские сороковые», 1975, реж. Д. Армстронг, Великобритания; «Чёрные дыры в космосе», 1978, реж. К. Обрешков, НРБ) и стремится усилить своё влияние на мировоззрение людей. Научно-публицистические и научно-художественные фильмы, которые прежде появлялись лишь эпизодически, получают широкое развитие («Больной город», 1972, Д. Феррара, Италия; «Дорогами НТР», 1976, реж. В. Ф. Когай, «Генетика и мы», 1978, реж. Е. С. Саканян, «Иртыш», 1982, реж. Б. Г. Урицкий, все СССР; «Песнь жаворонка», 1979, реж. Д. Дэвиде, США). Они рассматривают науку и технику в социальном и философских аспектах и соотносят то новое, что создаст НТР, с нравственными традициями и культурными ценностями.

В 1947 основана Международная ассоциация научного кино (МАНК), которая содействует развитию научно-популярного кино, научно-исследовательского и учебного кино. В рамках ежегодных конгрессов МАНК проводятся фестивали научных фильмов. Фестивали научно-технических фильмов проводятся в Будапеште, Пардубице (ЧССР), научно-популярных — в Триесте, фильмы об охране окружающей среды — в Варне.

Литература
Научно-популярный фильм. Сб., в. 1—2, М., 1959—64.
Згуриди А., Страницы автобиографии, М., 1968.
Кино и наука, в. 3, М., 1970.
Васильков И., Экран рассказывает о науке, М., 1977.
Васильков И., Искусство кинопопуляризации. Очерки теории научно-популярного кино, М., 1982.
Гурова Л. Л., Кино о науке, М., 1980.
Капица С., Николаев Л., Научный фильм о современном мире, «Искусство Кино», 1980, № 1.
Мартыненко Ю., Научно-техническая революция и научный экран, «Искусство Кино», 1981, № 11.
3гуриди А., Экран. Наука. Жизнь, М., 1983.

Научно-популярное кино. Из раздела: РСФСР кинематография.
Автор Виталий Антонович Трояновский, стр. 367-369.

В 1896—98 в Петербурге, Одессе и других городах начали проводиться просветительские киносеансы, получившие затем распространение по всей России. Прогрессивная русская общественность и научные круги убедились в больших исследовательских, учебных и популяризаторских возможностях кинематографа и стали активно способствовать его развитию. Первые научно-исследовательские съёмки были проведены под руководством адмирала С. О. Макарова в 1898 для изучения сил, действующих на корпус ледокола. Позднее кино использовалось для съёмки хирургических операций, авиационных полётов. Кинооператоры становились участниками важных научных экспедиций (Н. Пинегин, М. Бреммер). Отечественное производство научно-просветительских фильмов началось с «видовых» (географических и этнографических) лент. В 1907—12 были поставлены «Живописная Россия», «По Волге», «По Кавказу» и др. Наиболее важный вклад в развитие научно-популярного кино в России в дореволюционный период внёс научный отдел, работавший на кинофабрике А. А. Ханжонкова в 1911—16. Фильм «Инфузория» (реж. В. Н. Лебедев), «Распространение электромагнитных волн вибратором Герца» (реж. Н. В. Баклин) и др., поставленные отделом, благодаря участию в их создании группы учёных, отличались серьёзным содержанием.

После победы Октябрьской революции научно-популярное кино получило всестороннюю поддержку от государства. Важное место научно-популярное кино наряду с художественными фильмами и хроникой было определено В. И. Лениным в беседе с А. В. Луначарским, где он говорил о создании «образных публичных лекций по различным вопросам науки и техники» как об одной из главных целей кинопроизводства.

Первые научно-популярные фильмы, выпущенные в 1918—21 Московским кинопрокатом и Всероссийским кинофотоотделом Наркомпроса РСФСР, были в основном технико-пропагандистскими и санитарно-просветительными. Оба эти направления сохраняли ведущее положение и в 20-е гг. Кроме фильма о добыче торфа «Надо уметь использовать своё богатство» (1919, реж. Ю.А. Желябужский), выпущенного по непосредственному указанию Ленина, были поставлены картины, знакомившие с образцами машинного производства («От хлопка до ткани», 1924). Широко пропагандировалась работа по электрификации страны («Электрификация», 1924, «Шатурстрой», 1925). Фильмы, агитировавшие за внедрение науки и техники в сельское хозяйство, адресовались крестьянству («Авиация и химия в борьбе с саранчой», 1926, реж. А.Н. Тягай). Начиная с этих первых лент, научная и техническая пропаганда соединялась с политической, с распространением идей социалистического общества. Кино не могло стоять в стороне от таких народных бедствий, какими были в начале 20-х гг. тиф, холера, туберкулёз и т. п.; соблюдение гигиены было залогом успешной борьбы с болезнями («Азиатская гостья», 1919, реж. М. Е. Вернер; «Правда жизни», 1925, реж. В. Н. Карин; «Жизнь как она есть», 1926, реж. А. М. Дубровский ). Отличие этих фильмов от аналогичных зарубежных было в том, что болезни рассматривались в них не только с биологической и медицинской точки зрения, но и как социальное зло. В сер. 20-х гг. производство учебных и научно-популярных лент заметно возросло, расширилась и их тематика. Делались первые попытки соединить распространение знаний, необходимых в быту, с решением более широких образовательных задач, с материалистическим объяснением явлений природы, с рассказом о путях развития науки («Русская наука за 200 лет», 1925, реж. Баклин; «Проблема питания», реж. Я. М. Посельский, и «Утомление и борьба с ним», реж. Ю. Е. Геника, оба 1927 ). Средства, применявшиеся кинопопуляризаторами в этот период, были разнообразны: в одном и том же фильме могли быть хроника, актёрские сцены или мультипликационные вставки, как в фильме «Земля и небо» (1928 г.) , посвященным основам современой физики и астрономии. Наиболее важным достижением в научно-популярное кино в 20-е гг. стал фильм В. И. Пудовкина «Механика головного мозга» (1925). Получили распространение в этот период фильмы-путешествия («Подножье смерти», 1928, реж. В. А. Шнейдеров). Заметным шагом в развитии этнографических фильмов стали ленты А. А. Литвинова о своеобразной культуре народов Д. Востока («В дебрях Уссурийского края», 1929 ).

В 30-е гг. в научное кино республики преобладали учебные фильмы. Кино оказалось непосредственно вовлечённым в процесс индустриализации, взяв на себя часть обязанностей по подготовке специалистов, необходимых народному хозяйству. В 1931 ЦК ВКП(б) принял постановления о технической пропаганде и о начальной и средней школе, определившие перестройку научно-популярное кино. В том же году был организован Всесоюзный трест «Союзтехфильм», в рамках которого в 1933 в Ленинграде, Москве и Новосибирске были созданы специальные студии технических фильмов, выпускавшие технико-пропагандистские, инструктивные, учебные и научно-популярные ленты. Наиболее значительными из них были «Кинокурс „Автодора"» (1934), «Автомобиль» (1939) и «Трактор» (1940) — многосерийные кинокурсы, сыгравшие важную роль в массовом обучении профессиям шофёра и тракториста. В работу студии были вовлечены в качестве научных руководителей, консультантов ведущие сов. учёные.

С 1934 возобновился выпуск научно-популярных фильмов. Часть картин, снятых как учебные, вышла на широкий экран. Среди них основное место занимали фильмы о живой природе: «В мире насекомых» (реж. Л. А. Антонов) и «Аммофила» (реж. А. В. Винницкий) — оба 1936. Развивалась техника специальных съёмок, вырабатывались приёмы наблюдения за поведением животных в естественных условиях, которые дополнялись экспериментами («Остров белых птиц», 1940, реж. Б. Ф. Светозаров). Биологические фильмы становились активным средством пропаганды материалистического мировоззрения («В глубинах моря», 1939, реж. Б. Г. Долин, А. М. Згуриди; «Сила жизни», 1940, реж. Згуриди). Создавались первые биографические фильмы о крупнейших деятелях сов. науки: «Преобразователь природы» (1938, реж. Светозаров) о И. В. Мичурине, «Иван Петрович Павлов» (1941, реж. Л. В. Голуб). Наряду с биологическими выходили фильмы и по другим разделам естествознания: «Строение материи» (1934, реж. А. А. Пресняков, В. Н. Николаи), «Занимательная физика» (1935, М. М. Клигман), «Кометы» (1938, реж. В. П. Беляев). В 1-й пол. 30-х гг. начался выпуск ведомственного киножурнала Наркомтяжпрома «Наука и техника». С 1940 — это массовый научно-популярный к/ж, ставший важным источником оперативной, лаконичной и наглядной информации о развитии отечественной науки и техники. Получили развитие фильмы по эстетическому воспитанию: киноэкскурсии к памятникам истории и культуры ( «Архангельское», 1936, реж. В. Л. Жемчужный; «Регистан», 1938, реж. В. А. Заргаров; «Памятники Бородино», 1939, реж. Д. Э. Дубинский; «Москва», 1939, реж. В. В. Моргенштерн), первые опыты проникновения в творческий процесс создания литературного произведения («Рукописи Пушкина», 1937, реж. С. И. Владимирский, A. В. Егоров), кинематографические «прочтения» живописных полотен («Государственная Третьяковская галерея», 1939, реж. Николаи ), создания кинопортрета о деятеле искусства ( «Чайковский», 1940, реж. Я. Л. Миримов ).

Великая Отечественная война вызвала перестройку всей работы кинопопуляризаторов, главной задачей которых стало распространение военных знаний. Шнейдеров и B. Г. Сутеев создали кинокурс «Немецкая оборона и её преодоление», Пресняков — цикл фильмов о военно-морском флоте, Н. А. Чигорин — серию фильмов для танковых войск. Эти ленты имели не только учебный, но и пропагандистский характер. Фильмы, адресованные мирному населению, распространяли знания по гражданской обороне («Как бороться с зажигательными бомбами», реж. Антонова, и «Воздушная тревога», реж. С. Гудков, оба 1941), рассказывали об организации работы тыла («Сибирь в дни войны», 1942, реж. М.А. Кауфмат-Литвинов, Я. Г. Задорожный); выходили фильмы, посвященные военно-медицинской тематике («Война и медицина», 1942, реж. B. Н. Карин, Н. И. Богданов, Т. Н. Лукашевич ), и др.

Усиление влияния науки на жизнь общества, всё более интенсивное вовлечение трудящихся в борьбу за научно-технический прогресс, характеризующие послевоенный период, предъявили повышенные требования к научно-популярному кино. В связи с постановлением ЦК ВКП(б) «Об организации научно-просветительной пропаганды» первоочередной задачей стало массовое производство фильмов для широкого зрителя. В 1946 все студии «техфильмов» переименованы в студии «научно-популярных фильмов».

В 40—50-е гг. в стремлении привлечь зрителей научно-популярного кино сблизилось с художественным. В разработке биологической темы наряду с плодотворным развитием метода документальных наблюдений и экспериментов («Солнечное племя», 1944, реж. Винницкий; «Повесть о жизни растений», 1947, реж, М. С. Каростин; «Лесная быль», реж. Згуриди) использовались актёрские средства. Нередко фильмы строились в форме остросюжетной новеллы или повести нраво-учительного характера («Звериной тропой», 1947, и «Крылатая защита», 1954, оба реж. Долина ). Сближение двух видов кино было связано также с характерным для научно-популярного кино в этот период интересом к общественной роли науки, к личности учёного. Так, в центр фильма о перспективах исследования космоса ( «Дорога к звёздам», 1957, реж. П. В. Клушанцев ) был поставлен образ К. Э. Циолковского, сыгранный актёром Г. Е. Соловьёвым. Экран рассказывал о романтике научного поиска, о самом процессе научного творчества ( «Секрет НСЕ», 1959, реж. C. Л. Райтбурт; «Изобретение инженера Новикова», 1960, реж. В. Я. Попова; «Битва в Миорах», 1964, реж. В. А. Архангельский).
В 50—60-е гг. в обновлённой тематической структуре научно-популярного кино важное место заняли передовые отрасли науки: ядерная физика, химия, космонавтика, кибернетика, молекулярная биология («Власть над веществом», 1959, реж. Сутеев; «Мозг и машина», 1960, реж. Райтбурт; «Снова к звёздам», 1961, реж. Д. А. Боголепов, Г. Косенко; «В глубины живого», 1966, реж. Клигман ). Наряду с рассказом о практическом использовании достижений науки («Атомный флагман», 1959, реж. Боголепов) много внимания уделялось популяризации её теоретических основ, имеющих важное мировоззренческое значение («На грани двух миров», 1962, реж. Г. А. Бруссе; «Пространство, Вселенная и человеческая жизнь», 1968, реж. В. В. Миллиоти; «Этот правый, левый мир», 1970, реж. Райтбурт ). Для 70—80-х гг. характерно свободное использование всех выразительных средств кино (игровых, документальных, мультипликационных), поиск языка звуко-зрительных образов для передачи сложных научных понятий, стремление сочетать научную основательность с занимательностью и зрелищностью.

Получила развитие научная кинопублицистика, привлекающая внимание общества к наиболее актуальным и острым проблемам, таким, как использование сырьевых ресурсов («Миллионы в отвалах», 1961, реж. В. Е. Воляпская, Л. И. Рымаренко), охрана природы («Судьба кедра», 1966, реж. А. П. Ушаков) или школьная педагогика («Педагогические раздумья», 1964, реж. Архангельский).

Расширилась география жанра кинопутешествий. Если в первые послевоенные годы она ограничивалась пределами Советской страны (популярная серия «Путешествия по СССР», созданная под рук. Шнейдерова), то теперь она охватывает практически весь мир («Альманах кинопутешествий», выходит с 1963).

Возникла специальная отрасль научного кино для детей. В 1960 на «Моснаучфильме» под рук. Долина было организовано творческое объединение детских и юношеских фильмов. Ленты Г. А. Ельницкой («Серая звёздочка») и Долина («Удивительная история, похожая на сказку») — обе 1964, Поповой («Кто как умывается», 1965) и др., построенные в форме приключения или сказки о животных, не только знакомили детей с секретами природы, но и старались пробудить в них благородство, великодушие. Кроме того, снимались научно-познавательные ленты, стремившиеся удовлетворить детскую любознательность там, где кончались рамки школьной программы («Почему скачет мяч?», 1965, реж. В. П. Виноградов).

Расширился выпуск научно-популярной кинопериодики. Наряду с к/ж «Наука и техника» стали выходить: с 1951 —«Новости сельского хозяйства», с 1957 — детский к/ж «Хочу всё знать», с 1961 —«Здоровье», с 1965 — альманах для детей и юношества «Горизонт» и «Звёздочка», и др.

Важное место в тематических планах студий РСФСР заняли фильмы о В. И. Ленине и истории революционного движения в России. Реж. Ф. А. Тяпкин и сц. Г. Е. Фрадкин в фильмах «Рукописи Ленина» (1960), «Знамя партии» (1961), «Ленин. „Последние страницы"» (1963), основанные на текстологическом анализе ленинских рукописей, пытались восстановить ход мысли вождя революции. В фильмах Н. А. Левицкого «Александр Ульянов» (1963), «Кровавое воскресенье» (1964), «Рождение партии» (1973) научно-художественные средства помогли создать впечатляющий образ исторических событий.

Научно-популярное кино стремится играть активную роль в эстетическом воспитании зрителей, постоянно совершенствуя методы популяризации искусства ( «Сикстинская мадонна», 1956, реж. Миримов; «Играет Эмиль Гилельс», реж. А. Л. Цинеман, и «Сочинение танцев», реж. Ю. Н. Альдохин, оба 1967; «Была бы жива Россия...», 1976, реж. В. И. Никифорова; «Скульптор Цаплин», 1979, реж. М. Д. Игнатов; «Один из вечных миров», 1981, реж. Е. Г. Осташенко ).

Для научно-популярного кино 70-х гг. центральной темой становится научно-техническая революция. При этом кино стремится раскрыть всеобъемлющий характер влияния науки (не сводя всё, как прежде, к непосредственному экономическому эффекту от внедрения её достижений), показать качественные изменения, происходящие под воздействием научно-технического прогресса в деятельности людей, в их сознании и отношениях. Наметились два подхода к решению этих задач. Так появились большие п/м фильмы, авторы которых стремятся дать общую характеристику НТР, осмыслить её основные аспекты ( «Поступь грядущего», 1975, реж. А. Г. Соколов; «Дорогами НТР», 1976, реж. В. Ф. Когай ). Другой подход связан с детальным рассмотрением одного какого-либо явления в сфере НТР, в котором отразились существенные черты всего процесса ( «Алгоритм изобретения», 1974, реж:. Н. К. Полонская; «Альтернатива», 1975, реж. Б. А. Загряжский; «Урал, металл, наука», 1979, реж. А. С. Стремяков). В ряде фильмов рассказ о новейших достижениях науки соединяется с анализом путей её развития ( «О пользе разности потенциалов», 1977, реж. В. А. Чигинский; «Кто разбудит аксолотля?», 1981, реж. Е. А. Саканян; «Никогда не говори „никогда"», 1982, реж. Е. Г.. Покровский ).

Один из важнейших аспектов НТР — качественная перестройка взаимоотношений человека и природы. Она стала темой целого ряда научно-публицистических фильмов, разъясняющих законы сосуществования биосферы и техносферы, необходимость отказа от потребительского, эгоистичного отношения к природе («Дикая жизнь Годваны», 1973, реж. Згуриди; «Судьба диких животных», 1975, реж. Б. М. Гольденбланк; «Болота 2000-го года», 1977, реж. В. А. Кузнецов; «Священный Байкал», 1980, реж. Л. Л. Ефимов; «Как спасти море», 1983, реж. А. С. Стремяков ).

Учебное кино
стр. 439-440.

-вид научной кинематографии, объединяющей фильмы, предназначенные для использования в процессе обучения. Фильмы учебного кино позволяют учащимся увидеть на экране изображение недоступных визуальному наблюдению физических, химических, биологических процессов, природу и быт отдалённых стран, подробно рассмотреть явления, протекающие очень медленно (например, рост растения) или, напротив, чрезвычайно быстро (например, электрический разряд), и др. Фильмы учебного кино используют приёмы и выразительные средства, накопленные научно-популярной, документальной и мультипликационной кинематографией: длительное кинонаблюдение, ускоренную и замедленную съёмку, графическую и объёмную мультипликацию, применяемую как средство научного моделирования, и др. В отдельных случаях в фильмы учебного кино вводятся игровые сцены. Учебные фильмы имеют короткий метраж (с расчётом на включение их в урок) и каждый из них посвящен обычно одной небольшой теме. Цикл фильмов, охватывающий все главные вопросы данной дисциплины, называется кинокурсом. Учебные фильмы разделяются: на инструктивные, служащие для усвоения различных правил производств, деятельности и практических навыков; лекционные, раскрывающие теоретическую сторону учебных дисциплин; обзорные, дающие общее представление о производств, цикле на каком-нибудь заводе; сюжетные, которые обычно создаются в помощь изучающим иностранный язык.

В СССР фильмы для учебного кино делаются студиями научно-популярных фильмов, телевизионными студиями, а также специализированными к/ст «Школфильм» и «Союзвузфильм», кинолабораториями некоторых высших учебных заведений.

Литература:
Вопросы учебного кино, в. 1—2, М., 1974—75.
Бурлак И. Н., Кубеев Б. В., Учебное кино в высшей школе, М., 1980.
Альтшулер Б. А., Режиссура учебного фильма, в. 1 — 3, М., 1980—82.

Научно-исследовательское кино
стр. 288-289.

-один из видов научного кино. В отличие от учебного кино и научно-популярного кино, выполняет чисто прикладную функцию и является средством научного исследования.

В научно-исследовательском кино различают: 1) научно-исследовательские фильмы как результат кинематографического исследования различных процессов с помощью специально созданной для этой цели киноаппаратуры и 2) научную документацию, цель которой — запечатлеть точное изображение того или иного явления природы, лабораторного или клинического опыта. На основе научно-исследовательских материалов или научной кинодокументации создаются спец. научно-исследовательские фильмы, предназначенные для учёных (с целью обмена опытом). Большое распространение получили в науке различные способы киносъёмки, основанные на использовании особой киносъёмочной техники: цейтраферная (замедленная) киносъёмка, применяемая для фиксации явлений, медленно протекающих во времени и требующих длительного наблюдения; скоростная киносъёмка (рапидная); сверхскоростная (ультрарапидная), позволяющая исследователю зафиксировать на плёнке быстро протекающие процессы (полёт пули, кинематику различных машин, механизмов и др.). При научных опытах широко используется микрокиносъёмка, кинорентгеносъёмка, киносъёмка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и др. Кинодокументация внутренних полостей организма (кинемаскопия) применяется при изучении патологии гортани и других полых органов тела человека. Большое значение для научной организации труда имеет изучение с помощью киноаппаратуры движений рабочего на производстве (киноциклография). С помощью киноаппаратуры исследуются дно морей и океанов, отдалённые слои атмосферы, космос. Научно-исследовательские киноматериалы иногда служат основой для создания учебных фильмов (для высшей и средней школы). Кино как средство наблюдения, документации и моделирования широко используется в большинстве научных учреждений мира, в том числе и в СССР. Существует ряд крупных, постоянно пополняемых фильмотек научно-исследовательских фильмов, например «Кинематографическая энциклопедия» при Гёттингенском институте научного кино (ФРГ).

В 60—нач. 80-х гг. был выполнен ряд уникальных микросъёмок, например, запечатлён митоз (удвоение хромосом) ядер живых клеток. Большую научную ценность представляют киносъёмки Луны, Земли и других планет, сделанные сов. и амер. космонавтами.

Международная ассоциация научного кино
стр. 259.

MAНK (International Scientific Film Association — ISFA, Association Internationale du cinema scientifique — AICS). Создана в 1947 с целью содействовать сотрудничеству в области научно-исследовательского, научно-популярного и учебного кино. МАНК использует такие формы работы, как обмен информацией и фильмами, оказание помощи в создании научно-популярных лент, участие в разработке международных стандартов, относящихся к научному кино, применение средств кинематографии и ТВ в научных исследованиях, а также для пропаганды достижений науки и техники. В состав ассоциации, имеющей консультативный статус при ЮНЕСКО, входят 27 действительных членов и 7 чл.-корр. от 34 стран, в том числе от 9 социалистических (1980). Высший орган — Генеральная ассамблея, на которой ежегодно избирается исполнительный комитет. Раз в год проводятся конгрессы МАНК, где деятели научного кино обмениваются творческим опытом. В рамках конгрессов обычно организуется международный фестиваль научных фильмов. В ассоциации создано три постоянно действующих секции (научно-исследовательского, научно-популярного и учебного кино), а также Международный архив научных фильмов в Брюсселе. МАНК издаёт журнал «Scientific film» (Париж) и «Research film» (Гёттинген), материалы проводимых ассоциацией конгрессов, симпозиумов, конференций, а также справочники по вопросам научного кино. Сов. кинематография, представляемая к/ст «Центрнаучфильм» и СК СССР, принимает участие в работе МАНК с 1954. Постоянное местопребывание МАНК — Париж.

Между прочим, фестивали научного кино проводятся до сих пор. Ежегодно. Вот ссылочки:
http://www.externet.hu/filmfestivals/scimain.htm
http://bjfestival2004.losn.com.cn/e_index.htm
http://www.techfilm.cz/defaultEN.asp

Благодарим за статью andreev, Александру Костинскому и kknop с ресурса http://www.etudes.ru/ru/forums/topic.php?id=22