Для идиотов услуга платная
Многострадальные российские телезрители платят миллионы долларов в месяц за одно только участие в интеллектуальных ТВ-шоу
[реклама вместо картинки]
Многострадальные российские телезрители платят миллионы долларов в месяц за одно только участие в интеллектуальных ТВ-шоу
Телевидение медленно, но настойчиво пробиралось в области нашего мозга, ответственные за механизмы интеллектуальной деградации. Начиналось все с федеральных телеканалов, с политических передач. Можно вспомнить электорального мага Доренко, который заряжал своей энергетикой урны с избирательными бюллетенями, как Чумак — трехлитровые банки с водой. Это было изощренное зомбирование, построенное на интеллектуально-риторических спецэффектах.
Информационные программы периода газпромизации телевидения были уже проще и работали по принципу «повторение — мать забвения». Президент, члены правильной партии и правительства были (и есть) везде — не нужно и 25-го кадра.
Однонаправленное зомбирование исчерпало себя — и появился интерактив. Политические ток-шоу с мудрым ведущим, горячими дуэлянтами, а главное — возможностью бесплатно позвонить и отдать свой голос в поддержку одного из спорящих.
Монстр пожрал себя сам: политика стала неинтересной подавляющему большинству граждан. Подавляющее большинство перешло на подножный корм в виде попсы, аншлагов, магии и керосиновой диеты от доктора Малахова. Казалось бы, дальнейшее совершенствование технологий народоотупления уже невозможно. Однако в последнее время на отечественном ТВ расплодились передачи, которые эксплуатируют весь букет человеческих слабостей: нежелание думать, алчность, похоть и стремление к дешевой популярности.
Это телевикторины, в которых девушки-ведущие (без комплексов и почти без одежды) предлагают зрителям решить интеллектуальную задачу уровня старшей группы детского сада и получить за это много денег. Слишком просто, чтобы задуматься, слишком привлекательно, чтобы отказаться.
Отрезвление приходит только вместе со счетом от мобильного оператора. Идеальный формат: человек платит за то, чтобы ему доказали, что он — идиот.
Готовлюсь к сессии. Время за полночь. Чтобы отвлечься, включаю телевизор. Попадаю на СМС-интерактив. На экране девушка с голыми плечами, в платье с глубоким декольте, в глазах — печаль, а голос… таким только фильмы для взрослых озвучивать. В углу экрана — шесть букв. Если хорошо приглядеться, понимаешь, что из них без труда можно составить слово «вокзал». Это, собственно, от зрителей и требуется, но говорящее декольте умудряется растянуть объяснение правил игры на десятки минут, многократно назвав короткий номер, по которому нужно звонить, и ни разу не упомянув о том, сколько это стоит.
«Если вы дозвонитесь и назовете правильно слово, переставив буквы в этой строчке, то гарантированно получите 5 тысяч рублей. Вот они (изящным жестом показывает вниз экрана, где мигает четырехзначное число). Разве эти деньги кому-нибудь будут лишними? У вас есть отличный шанс поправить свой бюджет».
Через двадцать минут томноголосого трепа ни о чем раздается гудок. Девушка искренне рада. Дозвонившийся — и того больше.
— Мне кажется, это слово «овал», — говорит он голосом человека, обнаружившего «овал» в словаре, и то после долгих поисков.
— Такое слово есть. — Ведущая держит паузу и разочарованно добавляет: — Но в моем больше букв. Вы, к сожалению, проиграли.
Мне уже становится интересно, сколько еще времени потребуется многотысячной ночной аудитории канала, чтобы решить эту трудную задачу. Очередной счастливчик оказывается клоном предыдущего:
— Зал, — отвечает он. То, что здесь еще меньше букв, чем в «овале», его не смущает. Вопрос-то из области лингвистики, а не арифметики.
После того, как отсеиваются «волан» и «вокал», я понимаю, что вариантов два: либо телевидение у нас смотрит исключительно кружок идиотов, либо по телевизору показывают стопроцентный лохотрон, а дозваниваются подставные участники. Ведущая умело им подыгрывает, не смущаясь царящего вокруг маразма и беспрестанно болтая на отвлеченные темы.
Чтобы проверить свою догадку, набираю короткий номер. Автоответчик сообщает, что в данный момент линия занята, и, что самое интересное, предупреждает, что услуга платная, но не поясняет, сколько это будет в рублях. Повторяю попытку трижды и проверяю баланс. Минус три доллара.
Передача «Ночной клуб» идет в эфире канала «Дарьял-ТВ» регулярно. И она не одна такая. Только с декабря по февраль на известных развлекательных телеканалах были замечены следующие аналоги: «Лови удачу» (MTV Россия), «Деньги по вызову» (РЕН-ТВ), «Деньги на проводе» и «Ночные игры» (ТНТ), «Киномания» (ТВ-3), «Легкие деньги», «Классики — интеллектуальная игра» (ТВ Столица), «Алло, ТВ!» (ТВ-Центр).
Подобные проекты исчезают столь же легко, как и появляются. К примеру, сейчас в эфире уже не найти передач «Деньги по вызову», «На проводе», «Ночные игры». И на телеканале «Столица» больше нет лохотронов. Во всяком случае, пока.
Если составить рейтинг программ-долгожителей подобного рода, то все рекорды побьет «Киномания» по ТВ-3. Конечно, программа сделана качественнее и интереснее остальных, но ведь с чем сравниваем… Как заверил меня директор департамента маркетинга телеканала «ТВ3 Россия» Илья МУРАТОВ, у них в программе все по-честному: «Выигрыш выплачивается всем. Программа сделана по нашему заказу продюсерским центром, но мы жестко контролируем получение призов всеми играющими».
По-честному так по-честному. И все же захотелось посмотреть на эту кухню изнутри. Например, попробовать себя в роли ведущей. В конце концов, я тоже могу говорить ни о чем целый час.
Звоню на телеканал «Дарьял-ТВ». Мою мечту о карьере ведущей «Ночного клуба» разбивают моментально. Оказывается, девушек с улицы они не берут. Ведущими становятся исключительно представительницы модельного или актерского бизнеса, которых отбирает продюсерский центр. В модельном агентстве TopModel разъяснили обстановку: «Действительно, продюсерские центры обращаются в модельные и актерские агентства при поиске телеведущих. Это проблема: заказов много — моделей нет. Их в Москве вообще дефицит. Пока красивые модели дойдут до агентства, их остановит десяток джипов, предложат работу поинтереснее».
В TopModel мне сообщили и главный секрет успешного прохождения кастинга на роль телеведущей развлекательного канала. Главное, чтобы грудь была больших размеров: «Многие девушки, ставшие телеведущими, совершенно не модельного плана и пришли в профессию из другой области. Портфолио некоторых из них мы находили на сайтах типа Путана.ру».
Получается, что несовершеннолетним такие передачи вообще смотреть нельзя, не то что участвовать в викторинах. Между тем никаких реальных ограничений нет. Разве что надпись в углу экрана мелким шрифтом «18+», да и то не во всех передачах. Эту проблему также прокомментировал Илья Муратов: «Конечно, есть в программе оговорка, что в игре не должны принимать участие лица младше восемнадцати лет. Программу «Киномания», которая идет по нашему каналу, проверял ОБЭП. Было сделано заключение, что каких-либо нарушений законодательства нет».
Симптоматично, кстати, что расцвет телевикторин совпал по времени с принятием Закона об игорном бизнесе. После его вступления в силу стало меньше залов игровых автоматов, и главное — автоматов-столбиков, глотающих пятирублевые монеты. Желание играть — осталось.
Представители традиционного игорного бизнеса относятся к телеконкурентам крайне негативно. В частности, свою позицию озвучил вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) Евгений КОВТУН: «Наша организация одна из первых обратила внимание на телевикторины. Мы обратились в Федеральную налоговую службу, которая сейчас отвечает за соблюдение действующего законодательства в сфере игорного бизнеса. Попросили ответить на вопрос, является ли проведение телевикторин видом игорного бизнеса, и если является, то почему они выходят в эфир? Налоговики просто проигнорировали наш запрос».
Справка «Новой»
Сколько можно заработать на идиотизме телезрителей
Алгоритм прост: нужно вычесть из общего хронометража рекламное время, получившиеся минуты умножить на стоимость десяти секунд рекламы на канале. По этой формуле можно посчитать примерный оборот «Ночного клуба». Сразу оговорюсь, что это только предположение, и реальные цифры могут быть другими. Стоимость рекламы зависит от рейтинга передачи: чем выше, тем дороже. При этом в рейтинговые передачи чаще дозваниваются зрители, значит, тратят на звонки больше денег. Правило «десяти секунд» выработано на практике: звонки зрителей приносят в 6-10 раз меньше, чем рекламный ролик за то же время.
Итак, «Ночной клуб» по «Дарьял-ТВ» идет 6 дней в неделю по два часа, а в пятницу — один час. Четыре трехминутных блока рекламы составляют 48 минут чистого эфирного времени в час. Как мне удалось выяснить, минута рекламы в ночном эфире «Дарьял-ТВ» стоит 40 500 рублей. Если умножить эту цифру на 48, а потом поделить на 6 (10 секунд — это 1/6 минуты), то получится, что оборот передачи за час эфирного времени составляет 324 тысячи рублей. Недельный тринадцатичасовой эфир дает оборот 4 миллиона 212 тысяч рублей. За четыре недели, то есть за месяц, получится уже 16 миллионов 848 тысяч рублей. И это только одна передача на одном, не самом популярном канале…
Теоретически телевикторины даже хуже, чем казино или залы игровых автоматов. Там хотя бы существует dress-code. Если охранники сомневаются, что молодому человеку или девушке есть восемнадцать лет, они имеют право проверить документы. На телевидении же никакой проверки на возраст не происходит.
«Телевикторины занимаются организацией и проведением самых настоящих азартных игр, причем самого низкого пошиба», — утверждает Евгений Ковтун.
Организаторы телевикторин, впрочем, в принципе отрицают тот факт, что занимаются игорным бизнесом. К сожалению, я не могу более подробно привести их аргументы по той простой причине, что все контент-провайдеры*, к которым я обращалась, в том числе крупнейший среди них, «Никита», отказались давать какие-либо комментарии.
Зато операторы мобильной связи оказались более разговорчивыми. Ольга ЮРКОВА из департамента по связям с общественностью ОАО «МТС» пояснила, что «телевизионные викторины — один из видов контентного сервиса, который организует и предоставляет контент-провайдер, который заключает договор на получение короткого номера. Соответственно, сотовая компания — технический партнер провайдера и отвечает за информационное взаимодействие абонентов с ним.
В процессе оформления заявки на получение короткого номера контент-провайдер предоставляет оператору описание сервиса. Ответственность за соответствие реально оказываемого сервиса законодательству РФ лежит на самом контент-провайдере».
Несмотря на то, что контент-провайдеры несут большую долю ответственности, при распределении прибыли они оказываются обделенными. Как рассказал на условиях анонимности представитель одной из этих фирм, из 100% прибыли 40% идет мобильному оператору, 10% — контент-провайдеру, а остальное делят между собой телеканал и продюсерский центр.
О том, каков размер этой прибыли, наотрез отказались разговаривать все участники процесса, дружно сославшись на коммерческую тайну.
В Ассоциации деятелей игорного бизнеса меня уверили, что каких-либо данных о прибыли, которую получают с каждой передачи телеканал, контент-провайдер и сотовый оператор, не существует. Однако есть методика, которая позволяет примерно оценить оборот передачи, то есть количество денег, которые тратят люди, звоня на корот кий номер или отправляя sms-сообщение (см. справку «Новой»).
Подобные телевизионные лохотроны существуют во всем мире, но на Западе это называется «интерактивным телевидением». Такие передачи в основном идут на платных каналах, как порно. Доступ несовершеннолетним закрыт. В Европе привыкли с пониманием относиться к человеческим слабостям, включая желание потратить личные деньги на ерунду. Но там человек сам выбирает, смотреть «интерактивное телевидение» или нет. У нас же выбора как такового нет. И контроля со стороны государства — тоже.
Нельзя сказать, что органы власти совсем уж игнорируют проблему. Не так давно в Госдуме даже провели специальный круглый стол, куда пригласили представителей телевидения. Они увлеченно доказывали, что телевикторины к игорному бизнесу не имеют никакого отношения. Депутаты засомневались и выразили озабоченность. Тем дело и кончилось: у парламентариев нет свободного времени. Надо бюджет принять, а там уже избирательная кампания начинается.
Так что минимум до середины следующего года коллизия не будет иметь законодательного решения, только судебное. Если ребенок проигрывает большую сумму денег в sms-викторинах, то родители, конечно, имеют право подать в суд. Но шлейф расходов на адвокатов и судебные издержки превысит проигранную сумму. Поэтому судебных исков от частных лиц нет, и в ближайшее время не предвидится.
Вся надежда на прецедент, созданный региональной общественной организацией по защите прав потребителей «Блокпост», также известной благодаря борьбе со скрытыми комиссиями банков, выдающих потребительские кредиты. «Блокпостовцы» обратились в суд с целью доказать, что подобного рода телешоу нарушают закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», согласно которому «деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена».
Юристы телеканалов закон тоже читали, поэтому утверждают, что «интерактивные игры» и «телевикторины» — вовсе не «азартные игры», а совсем другой вид бизнеса. Утверждение не бесспорное, потому что в телелохотронах есть главные атрибуты игорного бизнеса: ставка и выигрыш. В любом случае, последнее слово скажет суд.
Не исключено, что телеканалы проиграют. Тогда викторины-лохотроны исчезнут, рассеются как наваждение. Но это будет лишь тактическая победа в борьбе здравого смысла с отечественным телевидением. На смену телелохотронам придут другие, не менее прогрессивные передачи. У каждого времени свои герои. Доренко вот уже давно по телевизору не показывают. А сказки про камни английских шпионов — пожалуйста.
* Контент — разнообразная информация, которая передается по электронным каналам: картинки, музыкальные файлы, тексты, WAP-страницы, видеоролики, речевые сообщения. У контента, в отличие от информационного мусора, всегда есть правообладатель. Контент-провайдер — компания или частное лицо, правообладатель какого-либо контента.
Карина Чурсина
11.05.2007